Система «Платон»: результаты внедрения

Система «Платон»: результаты внедрения
Публикация: 24.06.2019

Что такое «Платон»?

Для начала «Платон» – не древнегреческий философ, а система взимания платы в Российской Федерации. Под нее попадают большегрузы своей массой более 12 тонн.

Проект создан с целями:

  • сохранения качества полотна дорог;
  • сбалансировки нагрузки на федеральный бюджет;
  • улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры.

Это осуществляется путем сбора платежей у перевозчиков.

Данная система рассчитывает плату двумя способами:

  1. Маршрутная карта

Разово оформляется и в ней указывается маршрут, по которому поедет большегруз.

  1. Бортовое устройство

Оно считает с помощью GPS и спутников ГЛОНАССС расстояния к оплате и взимает платеж автоматически при наличии средств на счете.

Каковы результаты внедрения системы?

15.06.2019 на официальном сайте «Платона» были опубликованы сведения о зарегистрированных транспортных средствах – их свыше 1,18 млн. А общая сумма собранных средств составляет 76,5 млрд руб.

В 2018 году за вырученные деньги построили и восстановили 5 мостов:

  1. через Волгу в подмосковной Дубне;
  2. через Терек к Чечне;
  3. через реку Сосна в Орловской области;
  4. через Белореченский мост в Краснодарском крае;
  5. через реку Чепца в Глазове.

В начале 2019 года открылся еще один мост в Удмуртии, в течение 2019 года будут открыты 2 моста в Орловской области и Фрунзенский мост в Самаре.

Всего за деньги от «Платона» отремонтировали свыше 2000 км дорог и более 30 мостов. Также ведется ремонт «убитых дорог».

Каковы последствия внедрения «Платона»?

Одно из основных последствий – перевозчики будут уходить в среднетоннажный сегмент. Это связано с тем, что:

  • сложно получить разрешение на перевозку тяжеловесных/крупногабаритных грузов;
  • многие перевозчики встречали некорректные штрафы (57% из более 200 транспортных компаний);
  • некоторые виды грузов будут переходить на железнодорожный транспорт (там не взимаются средства «Платоном»).

Некоторые предприниматели сделали вывод, что целесообразнее не использовать систему и оплачивать штрафы, чем оплачивать пройденные километры по федеральным трассам.

Также недобросовестные большегрузы стали объезжать рамки «Платона» по региональным и муниципальным дорогам и, тем самым, разрушать их.

Перевозчики считают, что закон должен работать так, чтобы штрафы делали нерентабельной лишь конкретную перевозку, а не всю предпринимательскую деятельность в целом.

С 1 июля 2019 года Минтранс собирается проиндексировать тариф системы «Платон» на 14 копеек, а плата за 1 км составит 2,04 рубля. С 1 февраля 2020 года тариф поднимется до 2,20 руб/км, а через год – до 2,35 рублей. Данная информация представлена на сайте Минтранса.

Негативным моментом является то, что изначально планировалось установить тариф 3,73 рубля за 1 километр и вводить астрономические штрафы за неоплату платежей до 1 млн руб. Однако вначале ввели тариф 1,53 рубля за километр и начали постепенно поднимать его.

Изначальное решение не приняли, так как дальнобойщики отвечали масштабными акциями протеста. Как можно было догадаться, они повлияли на решение минтранса.

По новостям от 24 июня 2019 года дальнобойщики планируют новые протесты, чтобы сумма не превышала 2 рубля, аргументируя это недоработанностью системы контроля оплаты.

Загрузить ещё новость
Остались вопросы?
Оставьте ваш номер телефона, и наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам